Впечатленные изумительными картинами, написанными акварелью, начинающие художники принимаются осваивать технику акварели. Но сложность этой техники видна и в самом названии, где "aqua" - вода, со всеми "вытекающими" следствиями. При этом мы не рассматриваем чисто "бытовое" использование акварели: наброски карт, украшение церковных книг и так далее, что носит обобщающее название "иллюминирование". Чтобы добиться успеха в этой, равно и как и во всякой другой, технике, нужно много практиковаться.

Alvaro Castagnet, акварель
Из тонкостей овладения акварелью можно выделить два подхода:
- Работа "по-сухому", когда мы пытаемся приручить акварель, уменьшая долю этой стихии, уменьшая таким образом ее влияние на результат. Такой подход подразумевает использование небольших лессировок и коротких мазков. Из недостатков этого подхода можно заметить ограничение в использовании приемов написания картины - о проявлении всех преимуществ акварели речь не идет. С таким же успехом можно осваивать работу гуашью, масляными красками.
- Второй подход более смелый: нужно стараться "подружиться" со стихией Воды, нужно выражать свою творческую идею так, как это естественно для акварели: динамично и плавно. Впоследствии вы сможете, в зависимости от того, какой творческий замысел нужно воплотить, применять те или иные краски.
На нюансы работы с акварелью оказывает влияние и климат, и микроклимат, другие условия творческого процесса. Так, в жарких странах нет возможности подолгу удерживать влагу, поэтому со временем выработался стиль "итальянской акварели", представители которого работают по сухой поверхности бумаги. Причем сначала появляется контурный рисунок, а потом - тени. Все это легло в основу и мозаичной живописи. В Англии, наоборот, в силу влажного климата работа ведется преимущественно на сырой бумаге.
В акварели существует большое многообразие живописных техник, направлений, стилей, школ. Однако стоит заметить, что их сравнение позволяет оценить уровень мастерства, который проявляется в умелом использовании и сочетании различных приемов живописи и виртуозном маневрировании в пределах диапазона "сухости–влажности". Акварель многообразна и индивидуальна, как многообразны и индивидуальны почерки людей.